пятница, 29 марта 2013 г.

Отдых с ребенком во Вьетнаме. Бухта Халонг

Расскажу сегодня, как мы путешествовали по бухте Халонг, изображенной на красочных туристических открытках, снятой в нескольких художественных фильмах ("Индокитай", Tomorrow never dies с Бондом) и являющейся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Картинка для привлечения внимания отсюда.

Много текста и фото далее.

Утром 11.01.2013 г. завтракали по отдельности, поскольку кушать и присматривать за вертлявым ребенком все-таки немного хлопотно. Потом собрали вещи и стали ждать автобус.
Прошло, наверное, минут 20-30, прежде чем он приехал. За это время почти весь персонал нашего небольшого отеля успел повозиться с Алисой. Ребята там все молодые, приветливые. Особенно понравилась и запомнилась Джен, девочка с ресепшн, милая, с неплохим знанием английского и весьма понятным произношением.

Мы купили тур у Dragon King Cruise. Микроавтобус собрал туристов по разным отелям Ханоя, группа получилась многонациональная - 9 малайцев (семья и молодежная компания), 3 австралийца, 2 новозеландца и мы. Молодой гид-вьетнамец тоже очень внятно говорил по-английски, имел богатый словарный запас, юморил.

Ехать до места назначения нужно было несколько часов, поэтому усердно глазели по сторонам.    Опять отметили для себя характерную архитектуру - дома в 3-4 этажа с узкими фасадом, вытянутые внутрь улицы. На боковых бетонных стенах, как правило, окон нет вовсе. Некоторые дома соединены по несколько штук, другие стоят обособленно. Верхние этажи, как правило, открытые, что-то вроде больших балконов или террас. В целом здания выглядели более богато, чем те, которые мы видели в центре Ханоя. Мне было очень любопытно посмотреть, как все устроено внутри, но окна и двери были выполнены из зеркального стекла или же закрыты "французскими" ставнями. Вот здесь встретила примерный план зажиточного вьетнамского дома. Чтоб я так жил:))

Еще из интересного - на многих полях были маленькие кладбища, типа семейных склепов, и алтари. Несколько раз по пути видели такую картину - из какого-нибудь проулка выезжали на велосипедах, байках или просто выходили десятки и сотни вьетнамцев, одетых в одинаковые спортивные ветровки. Подумали, что это студенты или школьники.

Завезли в какой-то большой магазин - стандартная тема для туристических групп. Алиса в это время спала, поэтому я осталась в автобусе. Муж пошел посмотреть, когда вернулся, сказал: "Там дети вышивают, типа мастер-класс". К концу стоянки доча проснулась и я пошла проверить, что же там за рукодельники такие:)) На самом деле там сидели и трудились вполне так себе половозрелые вьетнамки, с некоторыми, в самом деле, сидели их дети. У каждой был станок и схема, и они очень ловко вышивали картины шелком. Их произведения, равно как и одежда, лаковые тарелочки и прочие местные штучки, продавались здесь же. Мы ничего не покупали, просто поглазели.

Добрались до города Халонг, погрузились в небольшую лодочку. Их используют  для доставки на судно и к достопримечательностям, в обязательном порядке надо надевать спасательные жилеты. Алисе выдали маленький жилетик, но и в нем она утопала.

Отчалили в сторону своего кораблика, видно окрестности Халонга.

Надо сказать, что на большинстве рекламных картинок, просторы залива бороздят такие красочные джонки с красными или оранжевыми парусами (как на первой картинке). Так вот, ни одной подобной мы не видели там. Более того, ни на одном судне вообще не были подняты паруса. Может, не сезон?:))

Наш кораблик был белым и имел 3 палубы: кают-компания на средней, там же и на нижней - каюты, на верхней - зона отдыха с лежаками (вроде того, что на верхнем фото на первом плане). Комнатка была совсем маленькой, буквально на одну кровать и тумбочку. Небольшой санузел. В каюте было достаточно прохладно (поэтому мыться в душе мы, честно говоря, не рискнули), кондиционер не сильно помогал.

Обед состоял из картошки-фри, риса, салата с кальмаром, жареной пекинской капусты, чего-то там еще и арбуза. Немножко разочаровались, вспоминая, что в проспектах были обещаны морепродукты. Видимо, мы ждали чего-то совсем экзотического и обильного.
Сидели за столом с семьей малайцев: пожилые родители и их дочь с мужем. Общались с ними на английском.

Поплыли по заливу. К сожалению, погода была туманной, и захватывающих дух видов и фото сделать не удалось.

Круизных корабликов очень много. Пока шли к сталактитовой пещере, Алиса бегала по верхней палубе, залазила на лежаки, в общем, получала массу удовольствия. Температура была около 10 градусов, и все активно кутались в курточки. Только 3 отважных австралийца, настроенных на каякинг, пугали всех вздыбленными от холода волосами на ногах:))) При этом они дружно натянули шапки:))

Девченки-малайки играют с Алисой.

Сталактитовая пещера Surprize - одна из многих в заливе. Чтобы попасть внутрь, надо подняться на 50 ступеней, открывается хороший вид на бухту

В пещере Алиса снова уснула, а мы походили по залам (внутренняя площадь грота - 10 тыс. кв.м., высота потолка - 30 м). Поскольку раньше мы уже видели несколько сталактитовых пещер, то эта особого восторга не вызвала. Гид сказал, что зимой сталактиты не растут (потолок ровный, ничего особо не капает), однако позже мы слышали, что эта пещера уже вообще "мертвая".

Зато бурю эмоций у большинства туристов вызвал вьетнамец, крепко уснувший на посту. Его фотографировали, а некоторые даже пытались делать совместные снимки:))

Вот это было обозвано гидом "Вьетнамским качеством":))

После пещеры нас ждали каяки, их взяли в плавучей деревне. Изначально я не планировала ехать, поскольку было довольно свежо и перспектива промокнуть совсем не радовала. Потом увидела, что они довольно устойчиво держатся на воде, и залезла в один из них вместе с малайцем Майклом. Муж не захотел и остался с дочкой на нашей лодочке.
Когда-то в юности я немного каталась на одноместном каяке, руки быстро вспомнили нужные движения веслом. Немного сложнее было работать в команде, но в принципе, мы неплохо справились. Подплыли к плавучими домикам, одному из островов. Здесь видна лодка с провизией - эта, похоже, для снабжения жителей деревни (всего в заливе 7 плавучих населенных пунктов с численностью населения около 1600 человек; есть свои банк, школа, храм и музей). К кораблям также постоянно подплывают женщины на лодках с пивом, снэками, сигаретами, но если покупаешь там спиртное, на борту могут заставить заплатить "штраф".

Ужинали сазаном, рисом, бататом, креветками, жареной капустой, немами, курицей. К нам присоединилась компания с более длинным туром, у них был свой гид. Видя наши ужимки и прыжки по совмещению еды и развлечению непоседы, которая так и норовила что-то стянуть со стола, он вызвался в няньки. Сел с Алисой у телевизора, начал ей что-то показывать и рассказывать, пока мы ели. Грешным делом, я подумала, что он намекает на чаевые.. в итоге ничего мы ему не дали, но на следующий день он все равно сюсюкал с нашим ребенком:)) Как оказалось, у него самого малыш, может, он просто посочувствовал нам?

Кстати, обсуждали длительность декретного отпуска и размер пособий с гидом и малайцами, оказалось, что в России самый длинный отпуск.  У нас на второго ребенка положен капитал, а во Вьетнаме семья платит государству за эту возможность:)) Вот они, различия в демографической ситуации...

На десерт подали ананас. Малайцы удивили тем, что стали есть его с чили, соевым соусом и смесью соли и перца. Попробовали последний вариант, кстати, даже очень интересный вкус. Они же, глядя на нас, стали поливать свой рис соевым соусом (как ни странно, для них это было непривычным). У девушки за нашим столом был день рождения, по этому случаю дали и торт. Потом были песни в караоке, но мы с Алисой уже удалились укладываться спать.

На следующий день после завтрака нас привезли на какую-то небольшую гору, где можно было сделать красивые снимки. Высота не очень внушительная, но все же подъем с ребенком - вещь несколько экстремальная.

По возвращению на корабль второй гид давал мастер-класс по изготовлению spring roll'ов - фаршированных блинчиков из рисовой бумаги. Каждый желающий попробовал себя в стряпне, после чего все наши "изделия" зажарили во фритюре и подали нам на обед:))
Рецепт немов: рисовую бумагу надо немного размочить, чтобы она стала эластичной (завернуть во влажной полотенце на несколько минут). Для начинки смешиваются мясной фарш, древесные грибы, лук, морковь, соевая лапша (фунчоза), яйцо, соль, перец, глутамат. Кладется ложка смеси на центр блинчика, накрывается одной половинкой блина, в этом завернутом виде начинка сдвигается к краю (так ролл получается более плотный). Затем заворачиваются боковые части и скручивается рулончик. Кончик смачивается в яйце для лучшего склеивания. Не знаю, понятно ли написала.

После обеда гиды отдельно проговорили про чаевые для них и команды, и началась эпопея по обдумыванию, сколько же положить в конверты:)) Вот прямо каждый стол собирал и перекладывал туда-сюда купюры:)) Если мне не изменяет память, мы положили в оба конверта  по 100 тыс. донгов.

На обратном пути экскурсоводы периодически обращали наше внимание на тот или иной остров, озвучивая какую-то связанную с ним историю или показывая, на что он похож.

В том числе увидели остров, изображенный на купюре в 200 тыс. донгов.

В итоге добрались до берега и отправились в обратный путь. Завезли в еще один схожий с первым магазин - супермаркет и лавка с местными сувенирами. К вечеру вернулись в Ханой. Вот такая получилась поездка.